Новости

ГлавнаяСтатьи«Дорожная карта» развития IT-отрасли энтузиазма у нее не вызывает

«Дорожная карта» развития IT-отрасли энтузиазма у нее не вызывает

15.01.2014 / 09:00

План мероприятий («дорожная карта») «Развитие отрасли информационных технологий», утвержденный председателем правительства в конце прошлого года (27 страниц текста, скорее декларирующего цели, чем описывающего способы их достижения), занял свое место в ряду аналогичных документов, призванных оказать влияние на отечественной IT-индустрии. Первым из таковых при нынешней власти была Доктрина информационной безопасности Рф (2000), последним – Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года.

Зачем нужна «дорожная карта», если до нее доктрины, стратегии, решения президента, правительства, комиссии по модернизации и Госсовета, призванные помочь IT-индустрии, не слишком-то ей помогли?

Вот примеры. Январь 2005, недавно побывавший в Бангалоре и впечатленный увиденным президент Путин проводит в Новосибирске совещание, имеющее целью создать в стране благоприятные условия для развития IT-компаний. Принимается решение предоставить льготы IT-индустрии, производителям софта, прежде всего. К маю того же года Минэкономразвития во исполнение этого решения готовит и проводит через Госдуму закон об особых экономических зонах, для IT-индустрии совершенно бесполезный, никак на ее судьбе в дальнейшем не сказавшийся.

Четыре года спустя, летом 2009-го, президент Медведев в «Лаборатории Касперского» проводит первое заседание комиссии по модернизации экономики, которая определила «стратегические информационные технологии» (а именно – строительство суперкомпьютеров и производство софта) одним из пяти направлений этой самой модернизации. Результат неочевиден. Про наши суперкомпьютеры давно ничего не слышно. Софтверная индустрия хотя и растет (в прошлом году ее экспорт впервые, по данным РУССОФТ, превысил 5 миллиардов долларов), но в какой связи этот рост находится с деятельностью комиссии по модернизации, никто не знает.

Должны быть упомянуты также федеральная целевая программа «Электронная Россия» и ныне действующая, рассчитанная до 2020 года государственная программа «Информационное общество». Последняя по состоянию на сентябрь прошлого была профинансирована на 1,1% от запланированного годового объема, и дальнейшая ее судьба, по данным d-russia.ru, неясна: ее финансирование может быть пересмотрено и даже вовсе прекращено.

«Такие стратегически-декларативные документы, как стратегия развития IT-отрасли, «дорожная карта», обозначающие направления развития индустрии – необходимы, и хорошо, что их начали делать и обсуждать с общественностью. Плохо, когда ими пытаются подменить уже действующие, продуманные и внятные документы и федеральные программы, с конкретными планами и бюджетами для решения очень конкретных стратегических задач. Взять, к примеру, федеральную программу «Информационное общество», где есть все стратегические направления работы государства по IT, с планом работ, с бюджетом. Я ни разу не слышала, чтобы новое Министерство хоть раз отчитывалось по ее исполнению. Такое впечатление, что общими словами стратегии и «дорожных карт» пытаются ее подменить, чтобы не отчитываться за конкретные задачи, а рапортовать о довольно абстрактных KPI, которые выбраны только за то, что и так растут, без помощи государства», — говорит эксперт РАСПО Юлия Овчинникова.

Руководитель комитета информатизации и связи Республики Коми Александр Селютин критикует «дорожную карту» по существу: «Немного разочарован. Ожидалось, что такой документ будет не только перечислять цели, которые стоят перед IT-отраслью, но и содержать достаточно полный перечень дел и инструментов, которые необходимо сделать и применить для достижения этих целей. В этой же «дорожной карте», к сожалению, такой перечень не полон. Да и в целом описанные цели достаточно фрагментарны.»

Исполнительный директор АП КИТ Николай Комлев считает «дорожную карту» полезной в том смысле, что она декларирует правильные цели: «Для нас это важно. К приходу нового министра (массовых коммуникаций и связи Николая Никифорова, май 2012 года. – Ред.) мы подготовили свой проект стратегии развития отрасли, но в министерстве предпочли разработать его самостоятельно. На 90% написанное в «дорожной карете» совпадает с тем, что и мы считаем правильным. Не надо ждать от документа чего-то конкретного, ценность его в том, что он формирует позицию чиновников. Чиновник ведь не побежит с вопросами в индустрию, он будет читать документ, где сказано, что хорошо и что плохо.»