Новости

ГлавнаяСтатьиЭлектронные учебники: плюсы и минусы

Электронные учебники: плюсы и минусы

20.08.2014 / 09:14

С начала будущего года у каждого учебника должен появиться полноценный электронный аналог. Правда, далеко не во всех школах достаточно компьютеров для использования таких технологий, и к работе с новым типом учебников зачастую не готовы не только учителя, но и эксперты.

ПРЕИМУЩЕСТВА

С 1 января 2015 года издательства должны будут представлять на экспертизу учебники, существующие как в печатном, так и в электронном виде. Все потому, что согласно требованиям закона “Об образовании”, в федеральный перечень не сможет войти ни один учебник, не имеющий электронной версии.

Преимуществ у электронных учебников немало:

- облегчается ранец школьников, исчезает риск для осанки;

- электронные учебники в производстве и обслуживании дешевле бумажных, что позволяет экономить бюджетные средства;

- упрощается обучение детей с ограниченными возможностями развития (дети с дислексией, слабовидящие дети и т.п.);

- процесс обучения становится более интересным за счет интерактивности.

Кроме того, информация в электронном учебнике может быть представлена в самых разных формах - текст, графика, видео. Графики, таблицы могут быть трехмерными и с функцией анимации. Особую ценность электронный учебник приобретает при изучении иностранных языков, так как одновременно можно включать аудиоряд и вникать в тонкости фонетики. Более того, учебник может еще и проверять ученика - правильно ли он выполнил задание.

ТРЕБОВАНИЯ

Но готовы ли российские школы к нововведениям? Это обсудили на круглом столе “Создание информационной образовательной среды”, состоявшемся 29 июля. По словам замдиректора Департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки Павла Сергоманова, в рамках модернизации образования за последние 3 года созданы условия для современных форм обучения для 1,8 млн учеников. 64 мрлд рублей было потрачено на приобретение оборудования для школ. Еще 4 млрд рублей потратили на организацию дистанционного обучения. Полностью сформирована и законодательная база. Учебники школы смогут выбирать сами, главное, чтобы они соответствовали требованиям федеральных образовательных стандартов.

- В учебнике, представленном в общедоступных форматах, необходимо использовать технологии, которые не имеют лицензионных ограничений для конечного пользователя, - пояснил Сергоманов, - а его содержание и структура должны соответствовать печатной версии. Также “учебник будущего” должен воспроизводиться не менее чем двумя общераспространенными операционными системами и иметь достаточное количество мультимедийных и интерактивных элементов. Устройства для воспроизведения учебников должны быть безопасны и безвредны для здоровья детей.

- Электронные учебники не должны быть привязаны к определенным брендам, - считает генеральный директор ООО “Орфограф” Рубен Акопов, - потому что это будет создавать преференции той или иной компании и может служить основанием для коррупции. Мировая общественность уже пришла к выводу, что оптимальный формат для учебника - еPub. Он более удобен, чем PDF, легко конвертируется и подходит к различным устройствам.

МАЛО КОМПЬЮТЕРОВ

Насколько востребованы электронные учебники сейчас? По словам заместителя директора ООО “Центр социального прогнозирования и маркетинга” Александра Арефьева, недавний опрос, проведенный среди руководителей 408 учебных заведений, показал, что реже всего используют электронные учебники обычные общеобразовательные школы - в среднем всего три электронных устройства. Гимназии - около семи. В каждой второй школе с углубленным знанием языков - 19 электронных учебников.

Причины, по которым медиа-учебники востребованы реже, чем могли бы, - недостаток компьютерных классов и компьютеров. Статистика показывает, что в школах имеется в среднем по два компьютерных класса. Лишь в 20% школ - три и более. В основном это гимназии и специализированные школы с углубленным изучением математики. Зато в 37% школ всего по одному компьютерному классу.

- В сельских школах учитель иногда вынужден приносить на уроки свой личный компьютер, потому что в школе такового вообще нет, - констатировал Арефьев.

Лишь 11,5% опрошенных директоров школ считают, что электронные устройства воспринимаются учащимися хуже, чем бумажные. Среди плюсов учебников нового поколения опрошенные отметили наглядность, упрощение контроля знаний, повышение самостоятельности учеников в учебном процессе, разнообразность. Однако половина респондентов нашла и отрицательные стороны: нагрузку на зрение и психику, потерю традиции работы с книгами, несоответствие учебников государственным стандартам.

СТОИМОСТЬ

По словам директора департамента учебной литературы “Планета знаний” издательства “АСТ” Павла Стеллиферовского, создание электронного учебника - дело недешевое:

- В среднем каждый электронный учебник обходится в 400 тысяч рублей. Большая часть этих денег уходит на оплату услуг программиста. Плюс - авторские отчисления в случае использования аудио- или видеоцитат. Остальные расходы не столь значительны и сопоставимы с расходами при выпуске бумажных аналогов. Наше издательство занимается созданием электронных учебников уже 10 лет. В основном мы их создаем для учеников начальной школы. Однако покупать эти учебники стали лишь в последние пару лет. Общество, и даже экспертное сообщество еще не готово к переходу на современные технологии. К примеру, недавно мы хотели провести экспертизу одной методички. И нам сказали, что мы должны эту методичку издать в бумажном варианте, потому что эксперты “не знают, на какие кнопки жать”. Мы нашли другую организацию для проведения экспертизы. В общем, нужно время, чтобы новая система прижилась.

Немаловажный вопрос - как именно работать с электронными учебниками.

- Южная Корея объявила, что в будущем году полностью переходит на систему обучения по электронным устройствам, - рассказала заместитель исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров Светлана Авдеева. - России до этого пока далеко. У нас апробация электронных учебников проводилась лишь в семи регионах страны.

По словам Акопова, единой схемы в работе с учебниками не существует. Где-то дети пользуются ими лишь на школьных компьютерах, где-то учитель демонстрирует учебник через проектор. В отдельных школах родители сами скидывались на приобретение планшетов или “читалок” для своих чад. А где-то электронные устройства закупал регион, а родители просто брали на себя материальную ответственность. Некоторые родители отказывались от такой ответственности, и тогда их дети использовали только бумажные версии учебника. Хотя опасения родителей в целом были напрасны. Опыт показал, что дети относились к технике ответственно и, по словам Акопова, “с горок на планшетах не катались”.

- Вопрос обеспечения техническими средствами скоро перестанет быть актуальным, - уверена Авдеева. - Согласно опросам, в городах сейчас у 90% школьников уже есть личные устройства, на которых можно пользоваться электронными учебниками.

А ГОТОВЫ ЛИ УЧИТЕЛЯ?

Главное же препятствие в использовании современных средств обучения большинство экспертов видят в неготовности педагогов.

- В принципе, электронный учебник отличается от обычного лишь мотивирующей составляющей, - считает вице-президент по новым технологиям издательства “Просвещение” Артем Соловейчик. - Так ли это интересно учителю? Согласно официальным данным, в 2011 году современные средства обучения использовали в работе 38% учителей. И, согласно планам Министерства образования, в 2014 году доля таких учителей должна составить уже 85%. Но эти отчеты не отражают действительности. На сегодня только 20 - 30% учителей имеют личную электронную почту. Что это значит? Что 80% мало что понимают в современных средствах коммуникации и обучения.

- Скорее всего, нам еще долго придется учить самого учителя, доказывать, как ему станет удобно после того, как он освоит современные технологии, - заключила главный редактор издательского центра “Вентана-Граф” Надежда Иванова.