Новости

ГлавнаяСтатьиFacebook подложил себе свинью, а Foursquare объявил о реформе своего бизнеса

Facebook подложил себе свинью, а Foursquare объявил о реформе своего бизнеса

08.05.2014 / 09:00

Facebook, купив Oculus Rift, похоже, сам себе подложил свинью. Марк Цукерберг, судя по всему, настолько увлекся идеей виртуальной реальности, что, если выразиться просто, невнимательно "проверил документы" у компании, которую решил приобрести. А у Oculus — оказалось все не совсем гладко с патентами. И претензии к компании предъявляет довольно серьезная организация — крупный разработчик компьютерных игр ZeniMax, в чьем портфолио такие хиты, как The Elder Scrolls: Morrowind и Oblivion, а также возрожденная на том же движке серия Fallout.

Собственно, именно ZeniMax владеет старейшей игровой компанией ID Software, которую организовал легендарный автор Wolfenstein, Doom и Quake Джон Кармак. Он же в 2012 году познакомился с основателем Oculus Палмером Лаки, который показал гуру игромира свой прототип шлема VR. Кармаку устройство так понравилось, что он, не раздумывая, написал весь необходимый для ее работы софт. Проблема же в том, что в тот момент Кармак работал на Zenimax. И по трудовому договору, все, что он производил, принадлежит компании.

Патентовать свои изобретения Кармак отказывается принципиально. Вот, что он написал в своем Twitter: "Ни одна моя работа никогда не была запатентована. Zenimax владеет кодом, который я написал, но они не имеют отношения к виртуальной реальности". К тому же, Кармак уверяет, что в серийном шлеме Rift нет ничего от того самого, первого прототипа — и, в том числе, ни строчки кода, написанной им в ZeniMax. Напомним, в 2013 Кармак официально покинул компанию — и перешел в Oculus.

Там, кстати, оказывается, об этой проблеме знали. Письма с претензиями ZeniMax прислал задолго до сделки с Facebook. Компании даже, якобы, предлагали в знак примирения долю в Oculus, но ZeniMax отказался.

Так или иначе, отвечать за все придется Марку Цукербергу. Предупредили его об этих незавершенных спорах или нет — неизвестно. От комментариев представители Facebook отказываются. Однако очевидно, что Zenimax затаил крепкую обиду на Oculus и лично на Джона Кармака, без которого производителю игр будет непросто поддерживать должный уровень своих продуктов. Недаром скандал всплыл на поверхность именно сейчас, когда сделка Facebook и Oculus до сих пор формально не завершена — и соцсеть еще может дать задний ход.

Хотя это, может быть, и к лучшему. Очень многие в игровом мире воспринимают союз Oculus с Facebook как сделку с дьяволом. Так, создатель Minecraft Маркус Перссон сообщил, что вел переговоры с Oculus о возможности применения контроллера Rift в своей игре. Но теперь Перссон сделку отменил, заявив, что "Facebook пугает его до мурашек".

***

FourSquare объявил о масштабной реформе своего бизнеса. Теперь приложений будет не одно, а два. Сам FourSquare превратится в то, что и было задумано изначально — в народный геолокационный справочник с рекомендациями, который станет прямым конкурентом Yelp, старейшего и наиболее успешного сервиса такого рода.

Сейчас, как говорят создатели приложения, его в таком качестве используют всего пять процентов подписчиков. Самое интересное то, как этот справочник будет работать. Чекины отменяются. Точнее, они будут, но в автоматическом режиме. Например, зашел пользователь в японский ресторан, который есть в базе FourSquare. Программа это зафиксировала и запомнила. Если пользователь будет ходить по японским ресторанам постоянно в своем городе, то, когда он приедет в другой, FourSquare сам, без поискового запроса, покажет ему на карте ближайшие японские рестораны. То есть — своеобразная картографическая контекстная реклама.

И для ее осуществления приложению придется постоянно за пользователем наблюдать, постоянно считывать, куда он ходит, и составлять карту его привычек. А это в современном Интернете, где на каждом углу мерещится шпион, может быть воспринято не совсем адекватно.

Впрочем, любители добровольных чекинов и социальной составляющей FourSquare, которых подавляющее большинство, обижены не будут. Для них сделают проект под названием Swarm. Собственно, пока он не вышел за пределы отдела разработки FourSquare. На сайте приложения можно записаться в очередь и, когда оно будет готово, получить приглашение на тест. Отметим, что проект Swarm очень похож на недавно введенную функцию поиска друзей на Facebook. С одним лишь отличием — чекинясь на Facebook, пользователь сообщает о своем местонахождении сразу всем друзьям. А через Swarm — лишь "ближнему кругу", который каждый определяет для себя сам.

Кстати, недоделанный Swarm уже оказался в центре скандала. Дело в том, что домен для сервиса — swarmapp.com — был куплен у некоего веб-дизайнера по имени Шон Тейлор. И он утверждает, что идея создания Swarm принадлежала ему, а вся концепция была изложена на том самом сайте. По словам Шона, он обращался в FourSquare с предложением купить и доработать проект, но там ответили отказом. При этом, покупая домен, FourSquare действовал от имени неизвестного частного лица. К Тейлору возникает, впрочем, немало вопросов. Например, почему он, даже подозревая, что его идею хотят украсть, продал домен незнакомому человеку. И, главное, почему, имея концепцию, сайт и даже эскизы приложения, он ничего из этого не запатентовал.